Новостная лента

Компании поддерживают мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых

В течение многих лет экологические и правозащитные организации возражали против идеи добычи металлов из морских глубин. Однако теперь BMW, Volvo, Google и Samsung поддерживают призывы к мораторию на данную технологию.
Этот проект подвергся резкой и разрушительной критике со стороны компаний, стоящих за планами по глубоководной добычи полезных ископаемых, которые по их утверждениям являются более экологичнее, чем аналогичная добыча с поверхности суши. Идея, впервые задуманная в 1960-х годах, заключается в извлечении миллиардов камней размером с клубень картофеля, называемых конкрециями, из глубинных равнин океанов, располагающихся на глубене 2-3 километров от поверхности. Эти богатые ценными минералами конкреции издавна ценились как источник новой золотой лихорадки, которая могла обеспечивать мировую экономику на протяжении веков.


Интерес к этому проекту усилился, потому что многие из этих камней содержат кобальт и другие дорогие металлы, необходимые для многочисленных батарей, которые будут приводить в действие электромобили с нулевой углеродной экономикой.
Десятки предприятий, большинство из которых поддерживаются государством, изучают обширные районы Тихого и Индийского океанов, чтобы оценить их жизнеспособность для добычи полезных ископаемых.
И несколько компаний разработали прототипы «сборщиков конкреций», гигантских роботизированных машин, которые будут перемещаться по морскому дну, собирать камни и доставлять их по трубам на корабли и плавбазы.
Клаудия Беккер, старший эксперт BMW по развитию сети поставок, рассказала, что заставило автомобильный гигант отказаться от использования глубоководных металлов. «Это опасение за то, что все, что мы делаем на глубине океана, может иметь необратимые последствия», - сказала она.
«Эти клубеньки росли миллионы лет, и если мы удалим их сейчас, мы не сразу поймем, сколько видов живых существ зависит от них …» «Доказательств слишком мало, исследования только начинаются, это слишком большой риск».
Именно отсутствие подробных исследований, которые всерьез начались только в последние годы, убедило BMW поддержать кампанию группы WWF, которая продвигает мораторий до тех пор, пока не будут поняты другие.
Г-жа Беккер говорит, что классические шахты, хотя и страдают от обвинений в использовании детского труда, вырубке лесов и загрязнении окружающей среды, по крайней мере могут проверяться и соответствовать высоким стандартам.
«С этими минами мы понимаем последствия, и у нас есть решения и способы контроля и противодействия, а в глубоком океане у нас даже нет и таких элементарных инструментов для их оценки».
Она считает, что глубоководных шахт можно избежать, обратившись к альтернативным, менее опасным металлам, разработав батареи, в первую очередь требующие меньше минералов, и развивая экономику замкнутого цикла с гораздо лучшей переработкой.
DeepGreen, которая планирует добывать конкреции в Тихом океане, не ответила на запрос о комментариях, но опубликовала заявление, в котором говорится, что автомобильные компании проявляют «безответственность» в своих претензиях.
«Где именно BMW возьмет металлы аккумуляторных батарей, необходимые для полной электрификации своей продукции, и как это повлияет на наш климат?
 «Будут ли клиенты Volvo действительно предпочитать металлы из тропических лесов в своих электромобилях, когда они осознают свое пагубное воздействие на пресноводные экосистемы, коренные народы, харизматическую мегафауну и леса, хранящие углерод?»
UK Seabed Resources, дочерняя компания американского аэрокосмического гиганта Lockheed Martin, имеющая две лицензии на разведку полезных ископаемых в Тихом океане, заявила, что собирает данные, необходимые для оценки «экологической безопасности» конкреций.
Крис Уильямс, управляющий директор компании, заявил: «Мы стремимся к устойчивой окружающей среде, и именно поэтому мы сосредоточены на установлении экологического фона».
На ближайшие годы запланирована программа интенсивных исследований, и до того, как фактически начнется какая-либо добыча, необходимо будет провести оценку воздействия и политическое одобрение ответственного органа ООН, Международного органа по морскому дну.
Профессор Рэйчел Миллс, специалист по глубоководной химии из Университета Саутгемптона, резко изменила мнение о глубоководной добыче полезных ископаемых. Еще десять лет назад, она думала, что океанские мины будут менее опасными, чем наземные, но теперь ее беспокоит влияние огромных шлейфов наносов, поднимаемых машинами.
Доктор Хенко де Стигтер из голландской морской исследовательской организации NIOZ имеет отличное от остальных мнение по вопросу, будет ли ущерб столь значительным, как утверждают участники кампании. Он говорит, что даже если 10 горнодобывающих подрядчиков вычищают 200 кв. Км морского дна в год, а шлейфы наносов распространяются на 20 000 кв. Км, это все равно всего лишь 0,006% морского дна.
«Для меня это звучит иначе, чем заявление WWF о том, что разработка глубоководных участков морского дна повлияет на районы континентального масштаба и повлияет на обширную среду обитания океана в целом», - сказал он.
Между тем, WWF сообщает, что все больше организаций объединяются в стремлении присоединиться к компании «за экологию морского дна.

Материал предоставил М.В. Лебедев

https://www.bbc.com/news/science-environment-56607700