Проведение «летней школы»

27-30 января 2015 г. Международным фондом поддержки правовых инициатив была принята делегация ученых-правоведов Потсдамского университета. В ходе состоявшихся бесед была достигнута договоренность о проведении с 01 по 06 июня 2015 года для российских студентов правового профиля так называемой «летней школы» на базе юридического факультета Потсдамского университета.

Российское высшее профессиональное образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования.

Это утверждение в полной мере можно отнести к вопросу организации целевой подготовки студентов за рубежом.

Подобная практика является особо актуальной в силу присоединения Российской Федерации в 2003 году к Болонской декларации и вступления в единое европейское образовательное пространство, которое позволяет обеспечить свободное передвижение учащихся и педагогических работников высшей школы.

Согласно Концепции долгосрочного социально — экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р забота о человеческом потенциале России является одной из приоритетных задач в укреплении российской экономики.

С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для выявления способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала.

Подобный подход заложен в федеральном законодательстве об образовании. Так, в статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» сказано, что содержание образования определяют его образовательные программы, которые, по мнению законодателя, должны содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать соответствующий уровень квалификации.

Проведение «летней школы» при зарубежном университете с полным правом можно считать образовательной программой, то есть элементом российской образовательной системы.

Российское участие в проведении «летней школы» представлено мощным правовым потенциалом, а именно: юридическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина, Московской академией экономики и права.

Как часть российской общеобразовательной концепции, проведение «летней школы» при Потсдамском университете — это отличная перспектива для студентов почувствовать уникальную атмосферу классического университета и попробовать на вкус классическое университетское образование в иностранном учебном заведении, в котором имеются свои, отличные от привычных для нас традиции и правила обучения, а также особенности поведения студентов и взаимоотношения в студенческой среде.

Это уникальный шанс воспользоваться крупнейшей университетской библиотекой и посетить лекции и семинары лучших преподавателей и ученых с мировым именем.

В свою очередь, установление двух – и более сторонних международных связей позволит студентам при осуществлении в будущем своей профессиональной деятельности быть более конкурентоспособными на российском рынке труда, не бояться правоприменительной практики с иностранным элементом, знать, как думают, и как могут поступать зарубежные партнеры.

Форма проведения «летней школы» предполагает решение конкретных задач в области уголовного права, дискуссии об особенностях решения того или иного казуса по германскому или российскому уголовному закону. Поиск взаимоприемлемого решения вопреки существующим разным позициям законодателя в этих двух странах.

Кроме того, «летняя школа» позволит российским студентам познакомиться со своими германскими коллегами, установить с ними прямые контакты и завязать, в том числе, и дружеские связи, что важно и полезно для их будущей работы.

Таким образом,  проведение «летней школы» при зарубежном университете, будучи не совсем традиционной моделью российского образовательного пространства, может, тем не менее, служить надежным вкладом в создание российской инновационной социально ориентированной экономики, базисную интеллектуальную основу которой составит многообразие различных форм образования, включая индивидуальное и коллективное образование, неразрывно связанное с мировой фундаментальной наукой и ориентированное на формирование творческой социально ответственной личности.

Необходимо подчеркнуть, что процесс проведения «летней школы» осуществляется на немецком языке, что потребует от студентов и от преподавателей, которые будут их готовить к этому мероприятию, дополнительных, внеаудиторных занятий.

Поделиться: